Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида

детский сад № 5 «Радуга»

Гороховецкого района

 


Рассмотрено и принято

на заседании

педагогического Совета

Протокол  № 1  от 25.08.2016 г.

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МБДОУ №5

___________ И.В. Белянина

Приказ № 73  от 25.08. 2016 г.


 

ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Автор:

Синицина Галина Геннадьевна,

старший воспитатель МБДОУ№5

 

 

г. Гороховец

2016 год

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

№№ п.п.

Содержание

Страница

1.

Информационная справка о ДОУ

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Актуальность

5

4.

Нормативно-правовая основа разработки Программы

6

5.

Цель и задачи Программы

9

6.

Основные принципы содержания Программы

10

7.

 

Содержание Программы

11

Совместная деятельность с детьми

11

Повышение уровня квалификации и самообразование педагогов

12

Взаимодействие с родителями

12

Направления деятельности МБДОУ № 5 по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей

15

Социальное партнерство МБДОУ № 5

16

8.

Планируемые результаты и целевые ориентиры освоения Программы

16

9.

Приложения

 

Приложение 1. Перспективный план работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

 

Приложение 2. Праздничный утренник, посвященный 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне для детей старшей группы ДОУ при участии ПВПК «ВОСКРЕСТ».

 

Приложение 3. День Победы 2016 г. Фото

 

Приложение 4. Литература

 

 

 


 

Информационная справка

            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 5 «Радуга» Гороховецкого района расположен по адресу:   Владимирская область,   г. Гороховец,  ул. Горького, дом 21.

Телефон: +7(49238) 2 – 11 – 41

E-mail: gorohdetskijsad.raduga5@yandex.ru

Адрес сайта: www.grhmbdou5.ru

Учредитель МБДОУ № 5: администрация Гороховецкого района.

            МБДОУ № 5 функционирует на основании:

Устава, зарегистрированного 07.11.2011 г.;

Изменений к Уставу от 05.03.2012 г.;

Лицензии на осуществление образовательной деятельности  № 1964 от 30.12.2010 г.

            Заведующий МБДОУ № 5 - Белянина Ирина Викторовна (высшее образование), высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы 28 лет,  в должности  заведующей – 22  года).

Режим работы ДОУ: 12 часов, 5 дней в неделю.

Основные функции МБДОУ: воспитание и обучение, обслуживание, уход, присмотр, оздоровление.

Основные виды услуг: развивающие, оздоровительные, коррекционные.

Принцип комплектования групп: одновозрастные.

В настоящее время функционируют 6 групп:

1-я младшая группа – дети с 1,5 до 3 лет,

2-я младшая группа – дети с 3 до 4 лет,

средняя группа – дети с 4 до 5 лет,

старшая группа – дети с 5 до 6 лет,

две логопедические (подготовительная к школе) группы – дети с 6 до 7 лет.

Общее количество детей –   131.

Виды групп:

общеразвивающие – 2,

оздоровительные – 2,

коррекционная (логопедическая) – 2.

Приоритетные направления:

физкультурно-оздоровительное;

коррекционное.

 

Наименование Программы:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Сроки реализации Программы: учебный год.

Программа разработана рабочей группой педагогов МБДОУ № 5, утвержденной приказом № 25 от «19» мая  2016 г., в составе:

председатель: Синицина Галина Геннадьевна, старший воспитатель МБДОУ № 5, высшая квалификационная категория;

члены рабочей группы:                  

Завьялова Наталья Вячеславовна, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория;

Прокофьева Ольга Алексеевна, педагог-психолог МБДОУ № 5, I квалификационная категория;

Милютина Татьяна Николаевна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория;

Мозолькина Марина Борисовна, воспитатель, высшая квалификационная категория.

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа духовно-нравственного воспитания  детей старшего дошкольного возраста разработана на основе Основной образовательной программы дошкольной организации, входит в состав части ООП, формируемой участниками образовательных отношений.

При разработке и реализации Программы  принимались  во внимание региональные особенности в целом Владимирской области и Гороховецкого района, где находится МБДОУ № 5.

Программа создана с целью построения системы педагогической деятельности, обеспечивающей качество содержания, создание условий для практического освоения технологий, способов педагогической деятельности, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала детей.

 

Актуальность

 

            Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, очень велика. По итогам ежегодной диспансеризации детей дошкольного возраста на первом месте среди заболеваний стоят именно нервно-психические. Вся система образования грозит превратиться в коррекционную систему или просто для общего спокойствия принятые нормы развития ребенка могут быть названы устаревшими и за норму признают отклонения, как наиболее характерные проявления ребенка начала XXI века.

            Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу.

Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

            К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

            Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.                            

        Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

            Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него

нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости),

нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли).

 

Нормативно-правовая основа  разработки Программы

 

Нормативно-правовой основой для разработки Программы духовно-нравственного развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста  являются:

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 115 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

            Программа охватывает несколько областей образования и, решая в них предметные, метапредметные и личностные задачи, в целом направлена на выполнение задач, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а именно:

охраны и укрепления здоровья детей, их эмоционального благополучия;

обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения  в интересах человека, семьи, общества;

формирования общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

Задачи духовно-нравственного воспитания детей в соответствии требованиями  ФГОС ДО и  ООП МБДОУ № 5

Задачи ОО

Региональный компонент

Социально-коммуникативное развитие

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности.

Становление личностных качеств ребенка –

 самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

 Формирование  уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Приобщение детей к социо-культурным традициям своей  малой Родины.

Познавательное развитие

Формирование познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации.

Формирование познавательных действий, становление сознания.

Развитие воображения и творческой активности.

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Формирование первоначальных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях, особенностях природы Владимирского края.

Речевое развитие

Овладение речью как средством общения и культуры: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Развивать  речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Владимирского края, с писателями родного края и их произведениями

Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок  ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

Становление эстетического отношения к окружающему миру.

Формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Формирование  первоначальных  представлений о видах искусств Владимирского края.

Приобщать  детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать  любовь к родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Владимирского края.

 

Цель и задачи программы

Цель Программы:

Создание условий для полноценного развития личности дошкольников, духовно-нравственного и патриотического воспитания, успешной социализации на основе приобщения детей к отечественным культурно-историческим традициям и ценностям Православной культуры.

Задачи:

духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;

приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

создание условий творческого развития;

воспитание любви к Родине, семье;

интеграции личности в национальную и мировую культуру;

обеспечение ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями дошкольного, начального и основного общего образования.

           

Основные принципы содержания программы

 

Отбор содержания Программы производится  в соответствии с принципами:

поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;

личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

уважение личности ребенка;

реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество дошкольной организации с семьей;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

психологическая комфортность, бережное отношение к ребенку, уважение к его внутреннему миру;

систематичность;

обучение деятельности;

опора на предшествующее развитие;

интеграция, интегрированное обучение;

приоритет духовных общечеловеческих и общероссийских ценностей в воспитательно-образовательном процессе;

признание всеобщей талантливости детей

Содержание программы

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников в МБДОУ № 5 является вариативным и добровольным, предусматривающим для родителей возможности мировоззренческого выбора. Работа  кружка по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию «Росток» осуществляется на основании анкетирования родителей воспитанников ДОУ, посещающих старшую группу.

            Кружковая работа осуществляется Кржижановской Викторией Витальевной. Кржижановская В.В. прошла обучение по Программе «Основы православной культуры» в ГАОУДПО ВО «Владимирский институт повышения квалификации работников образования им. Л.И. Новиковой (2011 год), а также краткосрочное обучение в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова на базе Московской Православной Духовной Академии по программам «Духовно-нравственная культура в образовательных учреждениях» и «Истоковедение» (2008 год).

            Педагоги ДОУ осуществляют работу в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 5, регулярно проходят КПК. Педагоги ДОУ, реализующие данный компонент,  не проходили курсы ПК по духовно-нравственной направленности.

            Педагоги ДОУ принимали участие и занимали призовые места на муниципальном уровне в конкурсах  духовно-нравственной направленности:

конкурс «Уголок России – отчий дом», посвященный юбилею города Гороховца – 2014 – 15 уч. год – 1-е место;

конкурс «Инновационные формы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию» - 2015 – 16 уч. год – 2-е и 3-е место.

            Работа осуществляется по Основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 5, а также по программам:

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа /  Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Культура и творчество в детском саду: Образовательная дополнительная программа дошкольного образования / А.В. Бородина. – Изд-е 5-е, перераб. – М.: МОФ СРОиК «ОПК», 2015.

            Программа «Культура и творчество в детском саду» соответствует Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим демонстрационные материалы, книги для чтения, пособия для педагогов.

            Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников ведется по следующим направлениям:

совместная деятельность с детьми;

повышение уровня квалификации и самообразование педагогов;

взаимодействие с родителями.

 

Деятельность с детьми осуществляется педагогами ДОУ в ходе:

организованной непрерывной образовательной деятельности;

через организацию различных форм детской деятельности в режимные моменты и в свободной деятельности.

Духовная образовательная деятельность с детьми осуществляется в ходе дополнительного образования на занятиях кружка «Росток».

            Представленная Программа направлена на интеграцию  и объединение действий педагогов ДОУ и руководителя кружка «Росток» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Приложение 1. Перспективный план работы

по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

Самообразование педагогов осуществляется как в коллективных, так и в индивидуальных формах:

консультации:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»,

«Православные ценности в содержании дошкольного образования»,

семинары-практикумы:

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем;

«Игра ребенка как средство нравственного воспитания»,

педагогический совет «Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей»;

изучение передового опыта и методической  литературы по духовно-нравственному воспитанию.

 

Программа предусматривает тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи и общества.

            Формы работы с родителями

Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

Лекторий для родителей.

Открытые показы воспитательно-образовательного процесса.

Вечера вопросов и ответов.

Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары).

Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

Индивидуальные консультации специалистов.

Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.

Экскурсии.

Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания.

Индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка).

Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.

Совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю.

Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Изготовление реквизита, костюмов к праздникам.

Организация угощения детей во время посиделок.

Круглые столы с педагогами, специалистами ДОУ, священниками.

Диспуты, беседы.

Консультации.

Выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей.

Практикумы.

Обмен опытом по духовному воспитанию в семье.

Конкурсы «Хозяюшки», «Мы – семья».

Выставки семейных работ к праздникам.

Индивидуальное собеседование.

 

Информация для родительских уголков:

«Роль религиозных праздников в семье»;

«Праздник Троицы»;

«Праздник Пасхи»;

«Таинство венчания»;

«Что такое таинство крещения, и зачем мы крестим наших детей»;

 «Крёстные родители: их функции и обязанности»;

 «Исповедь в жизни ребёнка»;

«Праздник Рождества Христова»;

 «Православное воспитание детей».

 

Направления деятельности МБДОУ № 5

по духовно-нравственному воспитанию

и развитию детей

Направления деятельности образовательного учреждения закреплены следующими локальными актами и договорами с социальными партнерами:

Родительский договор с родителями (законными представителями) об образовании по образовательным программам дошкольного образования;

Договор о сотрудничестве в сфере образовательной деятельности, духовно-нравственного и патриотического воспитания между муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением комбинированного вида детский сад № 5 «Радуга» и приходом храма Всех Святых Муромской Епархии Русской Православной Церкви от «25» августа 2016 года.

 

Социальное партнерство МБДОУ № 5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

И ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования требования к результатам освоения Основной образовательной программы ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в которых отражены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не могут быть использованы в качестве основания для формального сравнения их с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации детей.

Достижения детей оцениваются по результатам творческой деятельности воспитанников, их высказываниям, эмоциональным проявлениям, поведению, непосредственному общению, наблюдений за ребенком педагогами и родителями в естественных ситуациях. Наблюдения фиксируются педагогами в дневнике с целью оптимизации педагогической деятельности по реализации программы, своевременной корректировки его взаимодействия с ребенком и выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается  из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам;  адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.

            В процессе реализации Программы возможно достижение следующих результатов:

Ребенок имеет первоначальные нравственные представления о малой Родине и семье, о России, Москве. Ребенку нравится рассматривать открытки, альбомы с видами Москвы, других городов России, своей малой Родины, узнавать объекты. Ребенок радуется красоте городов России, красоте города, в котором он живет – города Гороховца.

Ребенок имеет представление о кресте как символе православной веры, понимает его назначение. Ребенок относится почтительно к кресту.

Ребенок имеет представление об основных государственных и  церковных православных праздниках Рождества Христова и Пасхи Господней; понимает с чем эти праздники связаны. Имеет представление о народных празднованиях и семейных традициях празднования Рождества, Пасхи и Крещения Господня.

Имеет представление об иконе, отличает икону от картины. Ребенок почтительно относится к иконам, знает, где они размещаются, как с ними обращаются.

Ребенок имеет нравственные представления о добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, совести, благодарности, трудолюбии и др.

Ребенок выражает нравственные потребности, стремления, чувства:

активное появление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное,  порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; проявление чувства благодарности и признательности;

чувство доброжелательности к окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу), сочувствие при огорчении, радость за удачи других и т.д.;

любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;

чувство симпатии к людям независимо от их национальности.

Ребенок имеет нравственные умения и привычки:

любит помогать взрослым;

имеет навыки вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здоровается, обращается по имени, ко взрослым – по имени и отчеству, благодарит, прощается, использует слово «пожалуйста» при обращении с просьбой; когда разговаривает со взрослыми, смотрит в глаза;

проявляет внимание и заботу к старшим, больным, младшим;

анализирует собственное поведение в ситуации морального выбора;

бережно относится к труду взрослых и товарищей, к вещам;

поддерживает чистоту и порядок, умеет и старается быть аккуратным.

Ребенок знает о том, что существуют правила поведения. В разных местах нужно вести себя соответственно назначению помещения. Знает о назначении храма, монастыря, умеет вести себя в храме, монастыре.

Ребенок различает изделия народных промыслов: Хохломы, Городца, Майдана, Филимонова, Дымкова, Богородского, Гжели, Жестова.

Ребенок понимает и различает виды искусства, жанры изобразительного искусства.

Ребенок знаком с произведениями и именами художников И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.М. Васнецова, В.И. Сурикова.

Ребенок с интересом наблюдает за природой, животными, птицами, может подражать, передавать характер, рассматривает предметы, пытается их изобразить.

 

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Наша задача – сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и, преумножая, внести в современный образовательный процесс.