Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида
детский сад № 5 «Радуга»
Гороховецкого района
Рассмотрено
и принято
на
заседании
педагогического
Совета
Протокол № 1 от 25.08.2016 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая
МБДОУ №5
___________
И.В. Белянина
Приказ
№ 73 от 25.08. 2016 г.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор:
Синицина Галина Геннадьевна,
старший воспитатель МБДОУ№5
г. Гороховец
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
№№
п.п.
|
Содержание
|
Страница
|
1.
|
Информационная
справка о ДОУ
|
3
|
2.
|
Пояснительная
записка
|
5
|
3.
|
Актуальность
|
5
|
4.
|
Нормативно-правовая
основа разработки Программы
|
6
|
5.
|
Цель
и задачи Программы
|
9
|
6.
|
Основные
принципы содержания Программы
|
10
|
7.
|
Содержание
Программы
|
11
|
Совместная
деятельность с детьми
|
11
|
|
Повышение
уровня квалификации и самообразование педагогов
|
12
|
|
Взаимодействие
с родителями
|
12
|
|
Направления
деятельности МБДОУ № 5 по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей
|
15
|
|
Социальное
партнерство МБДОУ № 5
|
16
|
|
8.
|
Планируемые
результаты и целевые ориентиры освоения Программы
|
16
|
9.
|
Приложения
|
|
Приложение
1. Перспективный план работы по духовно-нравственному и патриотическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста
|
|
|
Приложение
2. Праздничный утренник, посвященный 71-й годовщине Победы в Великой
Отечественной войне для детей старшей группы ДОУ при участии ПВПК «ВОСКРЕСТ».
|
|
|
Приложение
3. День Победы 2016 г. Фото
|
|
|
Приложение
4. Литература
|
|
Информационная
справка
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 5 «Радуга»
Гороховецкого района расположен по адресу: Владимирская область, г. Гороховец, ул.
Горького, дом 21.
Телефон:
+7(49238) 2 – 11 – 41
E-mail: gorohdetskijsad.raduga5@yandex.ru
Адрес
сайта: www.grhmbdou5.ru
Учредитель
МБДОУ № 5: администрация Гороховецкого района.
МБДОУ № 5 функционирует на
основании:
Устава,
зарегистрированного 07.11.2011 г.;
Изменений
к Уставу от 05.03.2012 г.;
Лицензии
на осуществление образовательной деятельности № 1964 от 30.12.2010 г.
Заведующий МБДОУ №
5 - Белянина Ирина Викторовна (высшее образование), высшая квалификационная
категория, стаж педагогической работы 28 лет, в должности заведующей – 22 года).
Режим
работы ДОУ: 12 часов, 5 дней в неделю.
Основные
функции МБДОУ: воспитание и обучение, обслуживание, уход, присмотр,
оздоровление.
Основные
виды услуг: развивающие, оздоровительные, коррекционные.
Принцип
комплектования групп: одновозрастные.
В
настоящее время функционируют 6 групп:
1-я
младшая группа – дети с 1,5 до 3 лет,
2-я
младшая группа – дети с 3 до 4 лет,
средняя
группа – дети с 4 до 5 лет,
старшая
группа – дети с 5 до 6 лет,
две
логопедические (подготовительная к школе) группы –
дети с 6 до 7 лет.
Общее
количество детей – 131.
Виды
групп:
общеразвивающие – 2,
оздоровительные
– 2,
коррекционная
(логопедическая) – 2.
Приоритетные
направления:
физкультурно-оздоровительное;
коррекционное.
Наименование
Программы:
Программа
духовно-нравственного развития и воспитания детей старшего дошкольного
возраста.
Возраст
детей: 5 – 6 лет.
Сроки
реализации Программы: учебный год.
Программа
разработана рабочей группой педагогов МБДОУ № 5, утвержденной приказом № 25 от
«19» мая 2016 г., в составе:
председатель:
Синицина Галина Геннадьевна, старший воспитатель МБДОУ № 5, высшая
квалификационная категория;
члены
рабочей группы:
Завьялова
Наталья Вячеславовна, музыкальный руководитель, высшая квалификационная
категория;
Прокофьева
Ольга Алексеевна, педагог-психолог МБДОУ № 5, I квалификационная категория;
Милютина
Татьяна Николаевна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория;
Мозолькина
Марина Борисовна, воспитатель, высшая квалификационная категория.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа
духовно-нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста разработана на основе Основной образовательной программы
дошкольной организации, входит в состав части ООП, формируемой участниками
образовательных отношений.
При
разработке и реализации Программы принимались во внимание региональные
особенности в целом Владимирской области и Гороховецкого района, где находится
МБДОУ № 5.
Программа
создана с целью построения системы педагогической деятельности, обеспечивающей
качество содержания, создание условий для практического освоения технологий,
способов педагогической деятельности, обеспечения индивидуального развития и
раскрытия творческого потенциала детей.
Актуальность
Кризисное состояние
духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества,
безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей.
Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том
числе и детей дошкольного возраста, очень велика. По итогам
ежегодной диспансеризации детей дошкольного возраста на первом месте среди
заболеваний стоят именно нервно-психические. Вся система образования
грозит превратиться в коррекционную систему или просто для общего спокойствия
принятые нормы развития ребенка могут быть названы устаревшими и за норму
признают отклонения, как наиболее характерные проявления ребенка начала XXI
века.
Большая часть нарушений, с которыми
сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и
духовно-практическую природу.
Недаром
говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых:
родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в
которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к
возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в
детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в
будущем.
Мы
также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы
сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую
стремимся привить детям.
К сожалению, многие родители и
педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие
ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается
в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А
педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию,
вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и
взрослыми.
Отторжение подрастающего поколения
от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна
из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного
наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного
возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего
народа.
Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного
отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей
нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства
собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного
отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям,
соседям и другим людям).
Под «духовно-нравственным
воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению
человека, формированию у него
нравственных
чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
нравственного
облика (терпения, милосердия, незлобивости),
нравственной
позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной
любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
нравственного
поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной
рассудительности, доброй воли).
Нормативно-правовая основа разработки Программы
Нормативно-правовой
основой для разработки Программы духовно-нравственного развития и воспитания
детей старшего дошкольного возраста являются:
Федеральный
закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;
Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 115 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
Приказ
Министерства образования и науки РФ от 13 августа 2013 г. № 1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
Указ
Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации».
Программа охватывает несколько
областей образования и, решая в них предметные, метапредметные и личностные задачи, в целом направлена на выполнение задач, определенных Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а именно:
охраны
и укрепления здоровья детей, их эмоционального благополучия;
обеспечения
равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
обеспечения
преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней (преемственность основных
образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
создания
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
объединения
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирования
общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни,
развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечения
вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм
дошкольного образования, возможности формирования Программ различной
направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья детей;
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечения
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
Задачи
духовно-нравственного воспитания детей в соответствии требованиями ФГОС ДО и ООП МБДОУ № 5
Задачи
ОО
|
Региональный
компонент
|
Социально-коммуникативное
развитие
|
|
Усвоение
норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности.
Развитие
общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности.
Становление
личностных качеств ребенка –
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания.
Формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО.
Формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества.
|
Приобщение
детей к социо-культурным традициям своей малой Родины.
|
Познавательное
развитие
|
|
Формирование
познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации.
Формирование
познавательных действий, становление сознания.
Развитие
воображения и творческой активности.
Формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
|
Формирование
первоначальных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях, особенностях природы Владимирского края.
|
Речевое
развитие
|
|
Овладение
речью как средством общения и культуры: обогащение активного словаря,
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Знакомство
с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы.
|
Развивать речь, мышление, первичное восприятие
диалектной речи через знакомство с культурой Владимирского края, с писателями
родного края и их произведениями
|
Художественно-эстетическое
развитие
|
|
Развитие
предпосылок ценностно- смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
мира природы.
Становление
эстетического отношения к окружающему миру.
Формирование
элементарных представлений о видах искусства: восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора.
Стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений.
Реализация
самостоятельной творческой деятельности детей.
|
Формирование первоначальных представлений о видах искусств Владимирского края.
Приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному
творчеству родного края; воспитывать любовь к родной земле через слушание музыки, разучивание песен,
хороводов, традиций Владимирского края.
|
Цель
и задачи программы
Цель Программы:
Создание условий для полноценного развития личности
дошкольников, духовно-нравственного и патриотического воспитания, успешной
социализации на основе приобщения детей к отечественным культурно-историческим
традициям и ценностям Православной культуры.
Задачи:
духовно-нравственное развитие и воспитание детей
посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания
значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни
личности, семьи, общества;
формирование
у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей,
норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
приобретение
культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
создание
условий творческого развития;
воспитание
любви к Родине, семье;
интеграции
личности в национальную и мировую культуру;
обеспечение
ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между
ступенями дошкольного, начального и основного общего образования.
Основные
принципы содержания программы
Отбор
содержания Программы производится в
соответствии с принципами:
поддержка
разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без
всяких условий;
личностно-развивающий
и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
уважение
личности ребенка;
реализация
Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде
всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие
ребенка;
полноценное
проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского
развития;
построение
образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного
образования);
содействие
и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений;
поддержка
инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество
дошкольной организации с семьей;
приобщение
детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
формирование
познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах
деятельности;
возрастная
адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития);
психологическая комфортность, бережное
отношение к ребенку, уважение к его внутреннему миру;
систематичность;
обучение деятельности;
опора на предшествующее развитие;
интеграция, интегрированное обучение;
приоритет духовных общечеловеческих и
общероссийских ценностей в воспитательно-образовательном процессе;
признание всеобщей талантливости детей
Содержание
программы
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников
в МБДОУ № 5 является вариативным и добровольным, предусматривающим для
родителей возможности мировоззренческого выбора. Работа кружка по духовно-нравственному и
патриотическому воспитанию «Росток» осуществляется на основании анкетирования
родителей воспитанников ДОУ, посещающих старшую группу.
Кружковая
работа осуществляется Кржижановской Викторией Витальевной. Кржижановская
В.В. прошла обучение по Программе «Основы православной культуры» в ГАОУДПО ВО
«Владимирский институт повышения квалификации работников образования им. Л.И.
Новиковой (2011 год), а также краткосрочное обучение в Московском
государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова на базе Московской
Православной Духовной Академии по программам «Духовно-нравственная культура в
образовательных учреждениях» и «Истоковедение» (2008
год).
Педагоги
ДОУ осуществляют работу в соответствии с Основной образовательной программой
дошкольного образования МБДОУ № 5, регулярно проходят КПК. Педагоги ДОУ,
реализующие данный компонент, не
проходили курсы ПК по духовно-нравственной направленности.
Педагоги
ДОУ принимали участие и занимали призовые места на муниципальном уровне в
конкурсах духовно-нравственной
направленности:
конкурс «Уголок России – отчий дом», посвященный
юбилею города Гороховца – 2014 – 15 уч. год – 1-е
место;
конкурс «Инновационные формы работы с детьми по
духовно-нравственному воспитанию» - 2015 – 16 уч. год
– 2-е и 3-е место.
Работа
осуществляется по Основной образовательной программе дошкольного образования
МБДОУ № 5, а также по программам:
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная
программа / Под
ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой. –
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
Культура и творчество в детском саду: Образовательная
дополнительная программа дошкольного образования / А.В. Бородина. – Изд-е 5-е, перераб. – М.: МОФ СРОиК «ОПК», 2015.
Программа
«Культура и творчество в детском саду» соответствует Федеральному
государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО).
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим демонстрационные
материалы, книги для чтения, пособия для педагогов.
Работа
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников ведется по следующим
направлениям:
совместная
деятельность с детьми;
повышение
уровня квалификации и самообразование педагогов;
взаимодействие
с родителями.
Деятельность
с детьми осуществляется педагогами ДОУ в ходе:
организованной
непрерывной образовательной деятельности;
через
организацию различных форм детской деятельности в режимные моменты и в
свободной деятельности.
Духовная
образовательная деятельность с детьми осуществляется в ходе дополнительного
образования на занятиях кружка «Росток».
Представленная Программа направлена
на интеграцию и объединение действий педагогов
ДОУ и руководителя кружка «Росток» по духовно-нравственному и патриотическому
воспитанию старших дошкольников.
Приложение
1. Перспективный план работы
по
духовно-нравственному и патриотическому воспитанию
детей
старшего дошкольного возраста
Самообразование
педагогов осуществляется как в коллективных, так и в индивидуальных формах:
консультации:
«Духовно-нравственное
воспитание дошкольников»,
«Православные
ценности в содержании дошкольного образования»,
семинары-практикумы:
Духовно-нравственное
воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным
краем;
«Игра
ребенка как средство нравственного воспитания»,
педагогический
совет «Духовно-нравственная культура педагога как основа развития
нравственности у детей»;
изучение
передового опыта и методической литературы по духовно-нравственному
воспитанию.
Программа
предусматривает тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое
просвещение родителей по вопросам традиционного воспитания как способа передачи
ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи и общества.
Формы
работы с родителями
Родительские
собрания на духовно-нравственные темы.
Лекторий
для родителей.
Открытые
показы воспитательно-образовательного процесса.
Вечера
вопросов и ответов.
Проведение
совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские
семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары).
Анкетирование
и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса
духовно-нравственного воспитания в семье.
Индивидуальные
консультации специалистов.
Наглядные
виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки
детских работ, дидактических игр, литературы.
Экскурсии.
Ведение
социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания.
Индивидуальная
работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка).
Совместные
с родителями праздники, спектакли, именины детей.
Совместное
посещение богослужений и прогулки по монастырю.
Помощь
родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке
праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Изготовление
реквизита, костюмов к праздникам.
Организация
угощения детей во время посиделок.
Круглые
столы с педагогами, специалистами ДОУ, священниками.
Диспуты,
беседы.
Консультации.
Выставки
духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей.
Практикумы.
Обмен
опытом по духовному воспитанию в семье.
Конкурсы
«Хозяюшки», «Мы – семья».
Выставки
семейных работ к праздникам.
Индивидуальное
собеседование.
Информация
для родительских уголков:
«Роль
религиозных праздников в семье»;
«Праздник
Троицы»;
«Праздник
Пасхи»;
«Таинство
венчания»;
«Что
такое таинство крещения, и зачем мы крестим наших детей»;
«Крёстные родители: их функции и обязанности»;
«Исповедь в жизни ребёнка»;
«Праздник
Рождества Христова»;
«Православное воспитание детей».
Направления
деятельности МБДОУ № 5
по
духовно-нравственному воспитанию
и
развитию детей
Направления деятельности образовательного учреждения
закреплены следующими локальными актами и договорами с социальными партнерами:
Родительский договор с родителями (законными
представителями) об образовании по образовательным программам дошкольного
образования;
Договор о сотрудничестве в сфере образовательной
деятельности, духовно-нравственного и патриотического воспитания между
муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением комбинированного
вида детский сад № 5 «Радуга» и приходом храма Всех
Святых Муромской Епархии Русской Православной Церкви от «25» августа 2016 года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
И ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
В соответствии с Федеральным
государственным стандартом дошкольного образования требования к результатам
освоения Основной образовательной программы ДО представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, в которых отражены социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения
уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не
подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не могут быть использованы в качестве основания для
формального сравнения их с реальными достижениями детей. Освоение Программы не
сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации детей.
Достижения детей оцениваются по результатам
творческой деятельности воспитанников, их высказываниям, эмоциональным
проявлениям, поведению, непосредственному общению, наблюдений за ребенком
педагогами и родителями в естественных ситуациях. Наблюдения фиксируются
педагогами в дневнике с целью оптимизации педагогической деятельности по
реализации программы, своевременной корректировки его взаимодействия с ребенком
и выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
В
соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников
складывается из установки положительного отношения к миру; способности
оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам;
адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Таким
образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой
духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В процессе реализации Программы
возможно достижение следующих результатов:
Ребенок
имеет первоначальные нравственные представления о малой Родине и семье, о
России, Москве. Ребенку нравится рассматривать открытки, альбомы с видами
Москвы, других городов России, своей малой Родины, узнавать объекты. Ребенок радуется
красоте городов России, красоте города, в котором он живет – города Гороховца.
Ребенок
имеет представление о кресте как символе православной веры, понимает его
назначение. Ребенок относится почтительно к кресту.
Ребенок
имеет представление об основных государственных и церковных православных праздниках Рождества
Христова и Пасхи Господней; понимает с чем эти
праздники связаны. Имеет представление о народных празднованиях и семейных
традициях празднования Рождества, Пасхи и Крещения Господня.
Имеет
представление об иконе, отличает икону от картины. Ребенок почтительно
относится к иконам, знает, где они размещаются, как с ними обращаются.
Ребенок
имеет нравственные представления о добре и зле, щедрости и жадности, любви,
послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, осуждении и
прощении, милосердии, совести, благодарности, трудолюбии и др.
Ребенок
выражает нравственные потребности, стремления, чувства:
активное
появление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им
что-то приятное, порадовать старших
своим поведением, заботливостью, вниманием; проявление чувства благодарности и
признательности;
чувство
доброжелательности к окружающим (приветливость, готовность быть полезным,
проявлять заботу), сочувствие при огорчении, радость за удачи других и т.д.;
любовь
к своему Отечеству, интерес к своему краю;
чувство
симпатии к людям независимо от их национальности.
Ребенок
имеет нравственные умения и привычки:
любит
помогать взрослым;
имеет
навыки вежливого общения со взрослыми и сверстниками:
здоровается, обращается по имени, ко взрослым – по имени и отчеству,
благодарит, прощается, использует слово «пожалуйста» при обращении с просьбой;
когда разговаривает со взрослыми, смотрит в глаза;
проявляет
внимание и заботу к старшим, больным, младшим;
анализирует
собственное поведение в ситуации морального выбора;
бережно относится к труду взрослых и товарищей, к
вещам;
поддерживает чистоту и порядок, умеет и старается
быть аккуратным.
Ребенок знает о том, что существуют правила
поведения. В разных местах нужно вести себя соответственно назначению помещения.
Знает о назначении храма, монастыря, умеет вести себя в храме, монастыре.
Ребенок различает изделия народных промыслов:
Хохломы, Городца, Майдана, Филимонова, Дымкова, Богородского, Гжели, Жестова.
Ребенок
понимает и различает виды искусства, жанры изобразительного искусства.
Ребенок
знаком с произведениями и именами художников И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.М.
Васнецова, В.И. Сурикова.
Ребенок
с интересом наблюдает за природой, животными, птицами, может подражать,
передавать характер, рассматривает предметы, пытается их изобразить.
Дошкольное
детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные
представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и
родной земле. Наша задача – сохранить все то, что накоплено предшествующими
поколениями и, преумножая, внести в современный образовательный процесс.